Камень в работе Фаберже

Увлечение мастеров фирмы стилем модерн было, видимо, не случайно. Стиль этот, судя по всему, наиболее соответствовал художественно-образному пониманию искусства самим Фаберже — как некоего царства сказочности, изысканных и необыкновенных иллюзий. Отсюда главные черты «стилевой» направленности Фаберже — элегантность, выразительность, хорошие пропорции и гармоничность.

Камень в работе Фаберже

Большим успехом у клиентуры пользовались часы с каменными «корпусами», чаще всего имеющими призматическую форму. Они существовали во многих вариантах и обладали разной художественной ценностью, но практически все были подчёркнуто функциональны. Наиболее подходящим материалом для таких изделий служили нефрит и уральская яшма.

Накладной декор в виде лавровых и ленточных гирлянд, арабесок, фигурок и т. п. отливался или чеканился из естественного или золочёного серебра. Основной стиль декора часов — выраженный рококо. Благодаря богатой отделке каменные часы являли в интерьере драгоценный раритет, а для коллекционных собраний были и остаются подлинным украшением.

Камень в работе Фаберже

Наряду с распространёнными самоцветами, мастера Фаберже использовали и сравнительно редкие — например, гелиотроп и бовенит.

Из гелиотропа — зелёного камня с точечными красными вкраплениями, известного также под названием «камень крови Христовой»,— вырезаны пасхальное яйцо «Память Азова», декоративная «Женская туфелька» с серебряной пряжкой, отделанной бриллиантами и накладными завитками из чеканного золота, а также табакерка «Гиппопотам» в виде лукаво улыбающейся головы животного. Крышка табакерки выполнена из золота с драгоценными камнями.

Камень в работе Фаберже

Работы из «камня крови Христовой» изготовлялись преимущественно в мастерской Перхина. Кстати, источник поступления этого самоцвета неизвестен, можно предположить, что он привозился из Индии. М. Пыляев, автор популярной монографии «Драгоценные камни» (1888 год), утверждает, что гелиотроп в России «получали единственно из Калькутты», и из-за своей редкости он стоил весьма дорого.

Читайте также:  Oled телевизоры. Приемлемая роскошь для вас

Значительно чаще использовался другой, не менее «экзотичный» камень — бовенит. Эта плотная тонкозернистая порода жёлтых, голубых и зелёных тонов удивительно похожа на нефрит, но заметно уступает ему по твёрдости. Бовенит, однако, обладает большей просвечиваемостью, чем нефрит, и при соответствующем освещении словно сияет.

Камень в работе Фаберже

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *