Каменные работы Фаберже

В целом каменные работы можно разделить на две основные группы. К первой относятся те, что не нуждаются в оправе, то есть скульптурные изображения людей и животных. Речь пойдёт только о второй группе каменных изделий — вазах, часах, канделябрах, пасхальных яйцах, подсвечниках, цветах и др., то есть не требующих оправы. Оговоримся сразу: предмет статьи — не драгоценные (ювелирные) камни, хотя и они в небольшом количестве использовались в декоре, а «братья их меньшие» — самоцветы, которые привозили с Урала, Кавказа, Алтая, из Сибири, частично из Англии, Афганистана, Китая.

Каменные работы Фаберже

Каменные полуфабрикаты для фирмы вначале изготавливались на заводах Верфеля (Санкт-Петербург) и Штерна (Оберштейн, Германия), небольшая часть приобреталась у мастеров Екатеринбурга и Петергофа. Со временем продукция названных производств перестаёт соответствовать возросшим требованиям фирмы, что заставило организовать собственную камнерезную мастерскую.

Управлять ею был приглашён Пётр Кремлев, выпускник Екатеринбургского художественного училища. Под руководством молодого талантливого мастера художественный уровень работ, качество отделки и полировки камня заметно улучшились. Многие предметы (заготовки) Кремлев выполнял лично. Однако объём заказов возрастал с каждым днём, поэтому часть из них вновь пришлось передать екатеринбургским камнерезам.

Каменные работы Фаберже

Для оправки каменные полуфабрикаты поступали в основном в две мастерские. Ими руководили Юлий Раппопорт и Михаил Перхин. После смерти последнего (1903 год) мастерской стал руководить Генрик Вигстрем, до этого работавший помощником Перхина.

Читайте также:  Умные вещи нашего дома: кофе-машина

В Эрмитаже хранится «Ваза из дымчатого кварца», вырезанная, судя по вытянутой форме, из монокристалла раухтопаза. На ней — рельефная фантасмагория рокайльных завитков и растительных орнаментов в стиле модерн, среди которых изображена нимфа-океанида с раковиной и дельфином.

Каменные работы Фаберже

Основание вазы слагают рокайльные завитки и растительные орнаменты из золочёного серебра. В том же стиле выполнен «Кувшин из горного хрусталя». Его каменное тулово украшено резным орнаментом из листьев с силуэтами птиц. От позолоченной серебряной оправы горловины нисходят побеги диких роз, обвивающих хрустальный «сад». Они словно на миг застыли, прервав своё замысловатое и грациозное движение.

Среди других изделий этого стиля отметим пару прекрасных подсвечников, выполненных из просвечивающего светло-зелёного нефрита и серебра. Подсвечники базируются на трёх ножках, изображающих крылатых грифонов, верхняя часть покрыта овоидальным орнаментом, основание круглое, литое, с леандром. Перечисленные работы относятся к мастерской Раппопорта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *