Умение слушать и слышать

Наряду с другими умениями, которые ребенок усваивает по мере своего развития, возрастает необходимость умения слушать.

Так как ребенок идет в детский сад, затем в школу, ему необходимо будет много слушать, чтобы усваивать информацию. Поэтому нужно развивать умение слушать и слышать.

Умение слушать и слышать

На протяжении всей жизни нас окружают различные звуки – проезжающие автомобили, шум холодильника, движение стрелок часов, пение птиц, разговор проходящих мимо людей.

Все эти звуки мы слышим пассивно. Беседуя с кем то, мы слушаем его речь, одновременно анализируем слова, поведение человека, во, что он одет. Чтобы понимать и вникать в суть разговора, нужно умение слушать.

Какая разница между «слушать» и «слышать»

СЛЫШАТЬ — слышу, слышишь. Воспринимать слухом производимые чем-нибудь звуки.
СЛУШАТЬ — слушаю, слушаешь. Воспринимать слухом что-нибудь, направлять слух на производимые кем, чем-нибудь звуки, чтобы услышать.
Толковый словарь Ушакова.

То есть слышать – это непроизвольное восприятие звуков, слушать – это направленное восприятие.

Как развивать умение слушать и слышать

Родители – образец для подражания. С самых первых дней жизни с ребенком находятся его родители, дети копируют поведение взрослых. Поэтому, если хотите, чтобы ребенок слушал вас, нужно, чтобы у вас было развито умение слушать и слышать.

— если ребенок обращается к вам, уменьшите громкость телевизора, оторвитесь от работы, чтобы выслушать;

— не стойте спиной при разговоре, повернитесь лицом, присядьте, чтобы быть на одном уровне с ребенком;

Читайте также:  Если ребенок почемучка

— разговаривайте спокойным тоном. Если вы раздражены, нужно сказать, что вы выслушаете его позже, потому что вам нужно время, чтобы успокоиться. Раздраженный голос и повышенный тон пугает детей;

— не перебивайте при разговоре, чтобы ребенок мог спокойно сказать все, что хотел;

— будьте участливыми в беседе, разговаривайте с ребенком, как с личностью, не отмахивайтесь от него;

— выслушивайте до конца, прежде чем делать выводы и высказывать свою точку зрения.

Заинтересуйте чтением. Читающий человек – внимательный слушатель. Постарайтесь с детства приучить ребенка к чтению, читайте сказки ему сами – пусть это станет вашей традицией. Если сказка знакома ребенку, намеренно пропустите интересный абзац, проверите, слушает ли вас ребенок. Если сказка новая, спросите: «Как ты думаешь, что произойдет дальше?».

Если ваш ребенок неусидчивый, все равно продолжайте читать. Ребенок может одновременно рисовать, лепить или играть и слушать. Может быть и так, что ребенок, услышав, как вы переворачиваете страницу, подбежит посмотреть новые картинки. А бывает, что поиграв, дети усаживаются рядом, чтобы слушать дальше.

Как дома организовать уроки, чтобы развивать умение слушать и слышать.

В связи с тем, что ребенку нравиться делать, вы можете попросить помочь, перечисляя определенные действия. Например, готовя что-либо, попросите принести из холодильника продукты, перечислите несколько подряд, так вы проверите, что ребенок запомнил. Поиграйте в учителя и ученика, пусть ребенок вам объясняет что-нибудь, как учитель, потом поменяйтесь ролями, пусть ученик перескажет все, что он понял на уроке. Придумайте другие варианты.

Читайте также:  Детские молочные сухие смеси

Игра «Продолжи сказку», чтобы развить умение слушать и слышать. Можете вместе сочинить сказку, вы начните, ребенок пусть продолжит. Меняйтесь через каждое предложение. Так ребенок будет учиться слушать, ведь ему нужно будет продолжить дальше историю, отслеживая смысл. После похода в кинотеатр или кукольный театр, не забудьте спросить, что ребенок видел, слышал, что больше всего понравилось.

Когда ребенок общается со сверстниками, можете сами рассказать ему правила, как нужно развивать умение слушать и слышать другого человека.

— нужно смотреть в глаза собеседнику;

— не заканчивайте и не перебивайте собеседника, даже если вы знаете, о чем дальше пойдет речь;

— при понимании того, о чем говорят, можно кивать в знак согласия;

— разговаривая, не следует отвлекаться на посторонние звуки;

— нельзя прерывать разговор других, если вам нужно прервать разговор, сделайте это вежливо: «Можно вас отвлечь?», «Извините, что вмешиваюсь в разговор».

Активное слушание. Метод активного слушания – повторение за собеседником того, что он сказал, называя то чувство, которое он испытывает. Повторять нужно не дословно, а перефразировав сказанное. Для собеседника это будет означать, что вы его понимаете и сопереживаете.

Учитесь сами слушать ребенка и ребенок будет слушать вас.

Рекомендуем к прочтению

Читайте также:  Гости в дом

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *